13.05.2024
798
4950
О чем речь? Реализация алкогольной продукции – процесс её продажи конечным потребителям через различные каналы сбыта. Продавцу необходимо получить специальные лицензии и разрешения, а также зарегистрироваться в учетной системе ЕГАИС для контроля качества алкоголя и отчетности перед налоговой.
На что обратить внимание? Стоит помнить об основных ограничениях продажи спиртных напитков, например, вблизи спортивных и образовательных объектов, а также в ночное время. Рекламировать алкоголь тоже не получится –в нашей стране такой маркетинг запрещен.
Из этого материала вы узнаете:
Порядок реализации алкогольной продукцией изложен в Федеральном законе№ 171-ФЗ от 22.11.1995 года. Рассмотрим подробнее требования, запреты и правила, содержащиеся в этом нормативном акте.
Прежде всего узнаем, кто обладает правом на розничную реализацию алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ № 171 продавать напитки этой категории разрешено:
Требования к реализации алкогольной продукции (кроме пива, медовухи, сидра, пуаре) гласят, что продавец обязан получить специальную лицензию на право осуществлять этот вид деятельности. Иначе его могут привлечь к административной (ч. 3 ст. 14.17, ст. 14.17.1 КоАП РФ) и уголовной (ст. 171.3, 171.4 УК РФ) ответственности.
Важно знать, где разрешается реализация алкогольной продукции, а также в каких местах это делать запрещено. В соответствии с пунктами 2,3, 6 статьи 16 ФЗ № 171 розничная торговля этой категорией товара запрещена:
Розничная и оптовая продажа подобного товара регламентирована Федеральным законодательством, и при возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец имеет право запросить документы, подтверждающие достижение 18-летнего возраста (подпункт 11 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171). Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ) и уголовной (ст. 151.1 УК РФ) ответственности.
Существует также запрет на торговлю алкоголем с 23:00 до 8:00 (пункт 9 статьи 16 ФЗ № 171). В соответствии с административно-территориальным делением власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить коррективы, подразумевающие иные ограничения по времени, местам и правилам реализации алкогольной продукции. Применяемые нормы не должны противоречить Федеральному законодательству (часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ).
Этот запрет не распространяется на случаи, при которых:
Торговцы обязаны следовать и другим правилам. Например, на территории РФ реализация алкогольной продукции запрещается, если:
Оптовая и розничная реализация алкогольной продукции может осуществляться только при наличии соответствующих разрешительных документов. Расскажем о порядке оформления лицензии.
Предприниматель должен внести определенную сумму для получения права на торговлю алкоголем. Годовая стоимость составляет 65 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.33 НК РФ можно приобретать лицензию на реализацию алкогольной продукции, время действия которой суммарно не превышает 5 лет.
В пакет входят:
Все подготовленные бумаги нужно лично (или через МФЦ) предоставить органу, уполномоченному выдавать разрешения. В некоторых субъектах РФ эта процедура доступна через портал Госуслуг. Если вы собираетесь организовать торговлю спиртосодержащими напитками в пунктах общественного питания, то состав документов и порядок их оформления следует посмотреть в статье 19 ФЗ № 171 от 22.11.1995 (в ред. от 23.03.2024).
Контролер (или выездная комиссия) произведет проверку на месте, дата которой сообщается заблаговременно (не менее суток до визита). Лицо, осуществляющее ревизию, осмотрит объект, уголок потребителя и ознакомится со всей необходимой документацией.
При обнаружении недочетов инспектор оформляет предписание. Если же все в порядке, то он выдает специальный акт, составленный по соответствующей форме. Срок выдачи лицензии обычно длится не более 30 суток. Готовое разрешение может получить сам бизнесмен, либо другой сотрудник, имеющий доверенность.
Для того чтобы осуществлять контроль за оборотом алкогольной продукции, ее хранением, розничной и оптовой реализацией и не допускать распространения контрафакта, в России разработали глобальную единую систему, которая отслеживает трек каждой емкости со спиртосодержащей жидкостью от производителя до конечного потребителя. Любое предприятие, выпускающее алкоголь, обязано предоставлять необходимые сведения в ЕГАИС. Все сделки (с поставщиками, посредниками, партнерами и пр.) без исключения совершаются с уведомлением соответствующих государственных органов.
Пункты общественного питания, производящие торговлю алкогольными напитками, при взаимодействии с ЕГАИС работают по особому алгоритму. Дело в том, что напитки могут предлагаться посетителям порционно (в бокалах, рюмках, стопках и т.д.), кроме того, в рецептуру многих блюд входит алкоголь. Поэтому в единую систему предоставляют сведения не о проданной, а о вскрытой емкости.
В этом случае бармен (официант) производит сканирование кода на акцизной марке и оформляет списание с указанием причины «Реализация».
В системе бухгалтерской и складской отчетности (СБИС) сформированные отчеты автоматически переправляются в ЕГАИС после закрытия кассовой сессии.
Правило, по которому контролируется оборот алкоголя с отчетом в единую систему, распространяется на напитки с малым содержанием этилового спирта: медовуха, пиво, сидр, пуаре, джин-тоник и пр. Но по ним необходимо производить фиксацию только лишь по факту приобретения партии. Один раз в квартал предоставляется декларация о проданном количестве.
Если производится продажа разливного пива, то передаются сведения о вскрытии каждой емкости с напитком. Информацию нужно предоставить максимум через сутки.
В нашей стране введен тотальный запрет на рекламу в СМИ любых алкогольных напитков, в том числе и пива.
Эта правовая норма закреплена в статье 21 ФЗ № 38 «О рекламе» от 13.03.2006 года.
Большинство каналов продвижения рекламных объявлений (телевидение, радио, интернет) недоступны для публикаций, призывающих к употреблению и продаже спиртных напитков. На оставшиеся легальные источники наложен ряд серьезных ограничений.
Тем не менее маркетологи нашли законные способы рекламы алкогольной продукции.
Читайте также!
Основные запреты при коммерческом продвижении спиртосодержащих напитков:
Где нельзя размещать рекламные сообщения:
Баннеры с изображением крепкого алкоголя и вина допустимо использовать в помещениях, в которых производится продажа этого товара.
Например, если торговая точка расположена в ТЦ, то транслировать рекламу на весь комплекс запрещено.
Пиво можно рекламировать в печатных изданиях. Объявления нельзя размещать на первой и последней полосе, а тем более на обложке.
Объявления о домашних винах дозволяется делать:
01.01.2019 года была утверждена законодательная норма, в соответствии с которой запрещена реклама пива во время трансляции спортивных состязаний (ФЗ № 235от 13.07.2022 г.)
Все лица, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, обязаны оплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы в порядке, установленном нормативно-правовой базой Российской Федерации.
Порядок реализации алкогольной продукции изложен в Федеральных законах РФ. Необходимо строго соблюдать все правила и предписания. Тогда можно избежать множества проблем. В этом сегменте рынка наблюдается тенденция увеличения продаж в маркетплейсах. Производители наладили выпуск альтернативных напитков. Кроме того, постоянно растет спрос на продукцию класса «люкс» и «экстра».
Да, электронная подпись необходима.
Реализация алкогольной продукции – это весьма сложный процесс, который находится на особом контроле у государственных органов. Все фигуранты, в нем занятые, должны действовать строго в рамках законодательного поля. Категорически запрещается призывать несовершеннолетних к употреблению любого алкоголя. От строгого соблюдения всех требований, правил и запретов в конечном итоге зависит здоровье нации.
Читайте также