Отдел продаж:
По вопросам сотрудничества:
Заказать звонок
Логотип ТЕРСИС
УПАК
Заказать звонок

13.05.2024

Глаз

798

Время чтения: 11 минут

Реализация алкогольной продукции: ограничения и требования

Глаз

4950

Время чтения: 11 минут
Сохранить статью Сохранить статью:
Сохранить статью:

О чем речь? Реализация алкогольной продукции – процесс её продажи конечным потребителям через различные каналы сбыта. Продавцу необходимо получить специальные лицензии и разрешения, а также зарегистрироваться в учетной системе ЕГАИС для контроля качества алкоголя и отчетности перед налоговой.

На что обратить внимание? Стоит помнить об основных ограничениях продажи спиртных напитков, например, вблизи спортивных и образовательных объектов, а также в ночное время. Рекламировать алкоголь тоже не получится –в нашей стране такой маркетинг запрещен.

Требования к реализации алкогольной продукции

Порядок реализации алкогольной продукцией изложен в Федеральном законе№ 171-ФЗ от 22.11.1995 года. Рассмотрим подробнее требования, запреты и правила, содержащиеся в этом нормативном акте.

chuttersnap-9UD0JHnWyVE-unsplash (1).jpg

Прежде всего узнаем, кто обладает правом на розничную реализацию алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ № 171 продавать напитки этой категории разрешено:

  • Организациям. Предприятия вправе осуществлять торговлю всеми видами алкоголя, кроме вин (в том числе игристых), которые произведены КФХ, а также предпринимателями, имеющими статус производителей сельскохозяйственных товаров.
  • Бизнесменам. Разрешена реализация следующих видов алкогольной продукции: сидра, пива, медовухи, пуаре и напитков, являющихся производными от них.
  • КФХ и предпринимателям, обладающим статусом производителей сельскохозяйственных товаров. Они имеют право торговать самостоятельно изготовленными винами, в том числе игристыми.

Требования к реализации алкогольной продукции (кроме пива, медовухи, сидра, пуаре) гласят, что продавец обязан получить специальную лицензию на право осуществлять этот вид деятельности. Иначе его могут привлечь к административной (ч. 3 ст. 14.17, ст. 14.17.1 КоАП РФ) и уголовной (ст. 171.3, 171.4 УК РФ) ответственности.

Запреты на реализацию алкогольной продукции

Важно знать, где разрешается реализация алкогольной продукции, а также в каких местах это делать запрещено. В соответствии с пунктами 2,3, 6 статьи 16 ФЗ № 171 розничная торговля этой категорией товара запрещена:

  • В образовательных и медицинских учреждениях всех категорий и на близлежащих территориях.
  • В аэропортах, на вокзалах (в том числе морского и речного транспорта). Запрет распространяется также на прилегающие к ним территории (за исключением пунктов общественного питания).
  • На объектах, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия, включая прилегающие к ним территории (за исключением пунктов общественного питания). Во время проведений детско-юношеских соревнований любая торговля алкоголем в общепите запрещена.
  • В зданиях, где устраиваются культурно-массовые мероприятия, и на прилегающих к ним территориях (за исключением пунктов общественного питания).
  • В воинских частях и на других объектах ВПК.
  • На рынках оптовой и розничной торговли, за исключением пунктов общественного питания, имеющих право на продажу слабоалкогольных напитков (менее 16,5 % об.).
  • В местах массового скопления людей (народные гуляния, митинги, демонстрации и пр.).
  • В общественном транспорте (за исключением пунктов общественного питания, остановок и АЗС).
  • На режимных объектах.
  • Во временных торговых пунктах.
Категорически запрещается реализация алкогольной продукции несовершеннолетним.

Розничная и оптовая продажа подобного товара регламентирована Федеральным законодательством, и при возникновении сомнений в возрасте покупателя продавец имеет право запросить документы, подтверждающие достижение 18-летнего возраста (подпункт 11 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171). Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ) и уголовной (ст. 151.1 УК РФ) ответственности.

Существует также запрет на торговлю алкоголем с 23:00 до 8:00 (пункт 9 статьи 16 ФЗ № 171). В соответствии с административно-территориальным делением власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить коррективы, подразумевающие иные ограничения по времени, местам и правилам реализации алкогольной продукции. Применяемые нормы не должны противоречить Федеральному законодательству (часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ).

2.jpeg

Этот запрет не распространяется на случаи, при которых:

  • осуществляется продажа алкоголя предприятиями, ИП и КФХ, имеющими статус производителя сельскохозяйственных товаров;
  • происходит реализация слабоалкогольной продукции (пива, сидра, медовухи, пуаре) ИП в рамках оказания услуг общественного питания;
  • организовывается пополнение запасов провизии водных и воздушных судов;
  • производится продажа алкогольных напитков в торговых пунктах, имеющих право на беспошлинный сбыт.

Торговцы обязаны следовать и другим правилам. Например, на территории РФ реализация алкогольной продукции запрещается, если:

  • нет разрешительной документации и сертификатов, удостоверяющих легальное происхождение товара;
  • отсутствует утверждённая законом маркировка;
  • не соблюдается предписанный регламент торговли;
  • продажа производится дистанционным способом;
  • напитки разлиты в пластиковую тару, объем которой превышает 1,5 л;
  • есть несоответствие между названием и реальным содержимым. Например, маркировка «вино» недопустима на емкости, в которую разлит напиток, произведенный не из винограда;
  • продажа организована в пунктах общественного питания, расположенных в многоквартирных жилых домах и не имеющих зала более 20 м2.

Как оформить лицензию на реализацию алкогольной продукции

Оптовая и розничная реализация алкогольной продукции может осуществляться только при наличии соответствующих разрешительных документов. Расскажем о порядке оформления лицензии.

3. adam-wilson-6UIonphZA5o-unsplash.jpg

Этап 1. Оплата государственного сбора(пошлины)

Предприниматель должен внести определенную сумму для получения права на торговлю алкоголем. Годовая стоимость составляет 65 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.33 НК РФ можно приобретать лицензию на реализацию алкогольной продукции, время действия которой суммарно не превышает 5 лет.

Этап 2. Формирование комплекса документов

В пакет входят:

  • Заявление на выдачу лицензии.
  • Копия квитанции, подтверждающей оплату сбора (госпошлины).
  • Учредительные документы ЮЛ.
  • Выписка из ЕГРЮЛ или выданная финансово-кредитным учреждением справка (при оформлении разрешения на розничную торговлю).
  • Копия ИНН, заверенная у налогового инспектора.
  • Договор аренды помещения на срок не менее одного года (или иной документ, подтверждающий право собственности).

Все подготовленные бумаги нужно лично (или через МФЦ) предоставить органу, уполномоченному выдавать разрешения. В некоторых субъектах РФ эта процедура доступна через портал Госуслуг. Если вы собираетесь организовать торговлю спиртосодержащими напитками в пунктах общественного питания, то состав документов и порядок их оформления следует посмотреть в статье 19 ФЗ № 171 от 22.11.1995 (в ред. от 23.03.2024).

Этап 3. Ожидание проверки

4.jpeg

Контролер (или выездная комиссия) произведет проверку на месте, дата которой сообщается заблаговременно (не менее суток до визита). Лицо, осуществляющее ревизию, осмотрит объект, уголок потребителя и ознакомится со всей необходимой документацией.

При обнаружении недочетов инспектор оформляет предписание. Если же все в порядке, то он выдает специальный акт, составленный по соответствующей форме. Срок выдачи лицензии обычно длится не более 30 суток. Готовое разрешение может получить сам бизнесмен, либо другой сотрудник, имеющий доверенность.

Контроль качества реализуемой алкогольной продукции через ЕГАИС

Для того чтобы осуществлять контроль за оборотом алкогольной продукции, ее хранением, розничной и оптовой реализацией и не допускать распространения контрафакта, в России разработали глобальную единую систему, которая отслеживает трек каждой емкости со спиртосодержащей жидкостью от производителя до конечного потребителя. Любое предприятие, выпускающее алкоголь, обязано предоставлять необходимые сведения в ЕГАИС. Все сделки (с поставщиками, посредниками, партнерами и пр.) без исключения совершаются с уведомлением соответствующих государственных органов.

Разработан также порядок транспортировки с учетом боя. При такой организации вероятность попадания подделок на прилавки магазинов практически исключена.

Пункты общественного питания, производящие торговлю алкогольными напитками, при взаимодействии с ЕГАИС работают по особому алгоритму. Дело в том, что напитки могут предлагаться посетителям порционно (в бокалах, рюмках, стопках и т.д.), кроме того, в рецептуру многих блюд входит алкоголь. Поэтому в единую систему предоставляют сведения не о проданной, а о вскрытой емкости.

В этом случае бармен (официант) производит сканирование кода на акцизной марке и оформляет списание с указанием причины «Реализация».

5.jpeg

В системе бухгалтерской и складской отчетности (СБИС) сформированные отчеты автоматически переправляются в ЕГАИС после закрытия кассовой сессии.

Правило, по которому контролируется оборот алкоголя с отчетом в единую систему, распространяется на напитки с малым содержанием этилового спирта: медовуха, пиво, сидр, пуаре, джин-тоник и пр. Но по ним необходимо производить фиксацию только лишь по факту приобретения партии. Один раз в квартал предоставляется декларация о проданном количестве.

Если производится продажа разливного пива, то передаются сведения о вскрытии каждой емкости с напитком. Информацию нужно предоставить максимум через сутки.

Реклама и маркетинг алкогольной продукции

В нашей стране введен тотальный запрет на рекламу в СМИ любых алкогольных напитков, в том числе и пива.

Эта правовая норма закреплена в статье 21 ФЗ № 38 «О рекламе» от 13.03.2006 года.

Большинство каналов продвижения рекламных объявлений (телевидение, радио, интернет) недоступны для публикаций, призывающих к употреблению и продаже спиртных напитков. На оставшиеся легальные источники наложен ряд серьезных ограничений.

Тем не менее маркетологи нашли законные способы рекламы алкогольной продукции.

Основные запреты при коммерческом продвижении спиртосодержащих напитков:

  • нельзя формировать мнение потребителей о том, что вино или пиво является одним из средств достижения успеха и признания, повышения настроения и решения проблем;
  • недопустима пропаганда пьянства и осуждение трезвого образа жизни;
  • не разрешается распространение заблуждений о полезности алкогольной продукции для здоровья;
  • нельзя утверждать, что алкоголь утоляет жажду;
  • запрещено призывать к распитию спиртных напитков лиц, не достигших совершеннолетия;
  • исключается использование образов людей или животных, даже в виде мультипликации.

Где нельзя размещать рекламные сообщения:

  • на передовице и последней странице газет и журналов;
  • в общественном транспорте;
  • на ТВ, радио, интернет-сайтах;
  • вблизи (менее 100 м) детских, образовательных и медицинских организаций.

Баннеры с изображением крепкого алкоголя и вина допустимо использовать в помещениях, в которых производится продажа этого товара.

Например, если торговая точка расположена в ТЦ, то транслировать рекламу на весь комплекс запрещено.

6.jpeg

Пиво можно рекламировать в печатных изданиях. Объявления нельзя размещать на первой и последней полосе, а тем более на обложке.

Объявления о домашних винах дозволяется делать:

  • С 23:00 до 07:00 в теле- и радиопередачах, кроме детских и спортивных каналов.
  • На тематических выставках и ярмарках.

01.01.2019 года была утверждена законодательная норма, в соответствии с которой запрещена реклама пива во время трансляции спортивных состязаний (ФЗ № 235от 13.07.2022 г.)

Часто задаваемые вопросы о реализации алкогольной продукции

Какими сборами и налогами облагаются продавцы спиртосодержащих жидкостей?

Все лица, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, обязаны оплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы в порядке, установленном нормативно-правовой базой Российской Федерации.

С какими трудностями могут столкнуться предприниматели, производящие торговлю алкогольными напитками?

Порядок реализации алкогольной продукции изложен в Федеральных законах РФ. Необходимо строго соблюдать все правила и предписания. Тогда можно избежать множества проблем. В этом сегменте рынка наблюдается тенденция увеличения продаж в маркетплейсах. Производители наладили выпуск альтернативных напитков. Кроме того, постоянно растет спрос на продукцию класса «люкс» и «экстра».

Есть ли необходимость в электронной подписи при регистрации в ЕГАИС?

Да, электронная подпись необходима.

7.pexels-imin-technology-276315592-12935075.jpg

Реализация алкогольной продукции – это весьма сложный процесс, который находится на особом контроле у государственных органов. Все фигуранты, в нем занятые, должны действовать строго в рамках законодательного поля. Категорически запрещается призывать несовершеннолетних к употреблению любого алкоголя. От строгого соблюдения всех требований, правил и запретов в конечном итоге зависит здоровье нации.

mobile-call.png Позвонить бесплатно

Скачать
прайс

Скачать прайс
Написать на почту

Напишите
письмо на почту